За последние несколько месяцев компания NVIDIA серьезно обновила свою линейку дискретных графических адаптеров. После анонса топовых GeForce GTX TITAN и GeForce GTX 780, была представлена производительная GeForce GTX 770. По мнению производителя, сейчас самый подходящий момент и для модернизации видеокарт среднего ценового сегмента, а значит пришло время GeForce GTX 760. Что же предлагает NVIDIA для любителей поиграть, которые готовы потратить на видеокарту порядка $250?
Судя по предыдущим анонсам NVIDIA, несложно понять, что производитель планирует по максимуму использовать возможности графической архитектуры Kepler. Ресурсы компании не безграничны, да и серьезной необходимости в принципиально новых решениях пока нет. Потому сам фактор того, что видеокарта GeForce GTX 760 основана на графическом процессоре GK104 вряд ли кого-то удивит.
Напомним, что данный GPU в различных вариациях используется также для GeForce GTX 680, GTX 670, GTX 660 Ti и даже недавно представленного GTX 770. Несомненно, для более доступного решения чип будет несколько упрощен. Давайте посмотрим, что же пошло под нож. Итак, в версии GK104, используемой для GeForce GTX 760, деактивировано два из восьми модулей SMX. Это значит, что количество вычислительных процессоров в сравнении с максимальной комплектацией уменьшено на 384 – с 1536 до 1152. В данном случае не используется примерно четверть CUDA-блоков. При этом количество текстурных блоков (TMU) составляет 96. Ведь в версиях для GTX 670/660 Ti чип содержит 7 SMX-модулей и, соответственно, 1344 вычислителя. К тому же число TMU в обоих случаях равно 112.
GeForce GTX 760 | GeForce GTX 660 Ti | GeForce GTX 670 | GeForce GTX 770 | Radeon HD 7970 | |
Наименование кристалла | GK104 | GK104 | GK104 | GK104 | Tahiti XT |
Техпроцесс производства, нм | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 |
Площадь кристалла, мм² | 294 | 294 | 294 | 294 | 365 |
Количество транзисторов, млрд | 3,54 | 3,54 | 3,54 | 3,54 | 4,31 |
Тактовая частота GPU, МГц | 980/1033 | 915/980 | 915/980 | 1046/1085 | 925 |
Количество потоковых процессоров | 1152 | 1344 | 1344 | 1536 | 2048 |
Количество текстурных блоков | 96 | 112 | 112 | 128 | 128 |
Количество блоков растеризации | 32 | 24 | 32 | 32 | 32 |
Память (тип, объем), МБ | GDDR5, 2048/4096 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048 | GDDR5, 2048/4096 | GDDR5, 3072 |
Шина памяти, бит | 256 | 192 | 256 | 256 | 384 |
Эффективная тактовая частота памяти, МГц | 6008 | 6008 | 6008 | 7010 | 5500 |
Пропускная способность памяти, ГБ/c | 192 | 144 | 192 | 224,4 | 264 |
Энергопотребление, Вт | 170 | 150 | 170 | 230 | 250 |
На первый взгляд, подобное усечение функциональных блоков кажется чрезмерным, однако давайте посмотрим, какие же механизмы компенсации предусмотрел производитель? Если сравнивать технические характеристики новинки с таковыми для GTX 660 Ti, то, прежде всего, обратим внимание, что количество блоков растеризации увеличено с 24 до 32 (столько же у GTX 670/GTX 680). Однако, наиболее важным отличием, пожалуй, является разрядность шины памяти. Если для GTX 660 Ti используется 192-битовая шина, то GTX 760 получила 256-битовую магистраль. При одинаковой тактовой частоте GDDR5 (6008 МГц) пропускная способность подсистемы памяти в данном случае отличается примерно на треть – 192 ГБ/c против 144 ГБ/c.
Еще одним действенным методом увеличения производительности является повышение рабочей тактовой частоты графического процессора. Базовое значение в данном случае составляет 980 МГц, при этом среднее значение после динамического ускорения составляет 1033 МГц. Как и другие представители линейки GeForce GTX 700, новинка поддерживает усовершенствованную технологию авторазгона GPU Boost 2.0, позволяющую эффективнее задействовать потенциал GPU.
Если представленный ранее GeForce GTX 770, по сути, являл собой турбированную модификацию GTX 680, то для GeForce GTX 760 используется комбинация параметров нехарактерная для устройств предыдущей линейки. Вероятно, уменьшение количества вычислительных блоков позволит пускать в ход кристаллы, которые не прошли валидацию для использования в старших моделях видеокарт. Несмотря на то, что производство по нормам 28-нм уже хорошо отлажено на линиях TSMC, технологический брак имеет место в любом случае, вопрос лишь в его объеме. GK104 – довольно крупный кристалл площадью 294 мм2 , и если появилась хоть малейшая возможность снизить себестоимость производства, производитель наверняка ее использовал. Впрочем, это лишь предположение, точные сведения о подобных вопросах – информация закрытая.
Для референсной видеокарты GeForce GTX 760 разработчик использует дизайн, ранее применяемый для адаптеров GTX 670/GTX 660 Ti/GTX 660, с компактной 17-сантиметровой печатной платой и довольно простой системой охлаждения, оснащенной вентилятором центробежного типа. От «титанового» убранства старших моделей не осталось и следа. Аккуратный, хотя и невзрачный брусок с пластиковым черным кожухом не занимает больше двух слотов расширения и благодаря достаточно компактным габаритам (длина – 240 мм) поместиться фактически в любой корпус.
Верхняя крышка достаточно плотно накрывает печатную плату, благодаря чему большая часть нагретого воздуха будет выводиться за пределы системного блока через вентиляционную решетку на интерфейсной панели. Крепежная планка уже традиционно содержит четыре видеовыхода – два DVI, а также полноформатные HDMI и DisplayPort.
Заявленный тепловой пакет GeForce GTX 760 составляет 170 Вт. При этом для подключения дополнительного питания адаптер эталонного образца содержит два шестиконтактных разъема, а рекомендуемая мощность используемого в системе БП составляет 500 Вт.
Для тестирования возможностей GeForce GTX 760 мы использовали референсную модель, с рекомендованной частотной формулой – 980/1033 МГц, 6008 МГц.
В работе
Эффективность референсной системы охлаждения умеренная. В режиме покоя штатный кулер охлаждает GPU до 30–33 С, обороты вентилятора находятся на уровне 1100 об/мин. Под нагрузкой температура графического чипа повышается до 80–82 градусов. Чтобы обеспечить такие показатели, вентилятор вращается с частотой порядка 2100 об/мин. Издаваемый шум в этом случае находится на среднем уровне.
GeForce GTX 760 имеет весьма агрессивный алгоритм работы механизма динамического авторазгона. При базовых 980 МГц частота графического процессора повышается с базовых вплоть до 1150 МГц, причем в таком режиме чип работает довольно продолжительное время. В ресурсоемких синтетических тестах, максимально прогревающих видеокарту, GPU Boost 2.0 повышал частоту процессора до 1090–1110 МГц.
Преимущества
Причины выбрать NVIDIA GeForce GTX 960
- Видеокарта новее, разница в датах выпуска 1 year(s) 7 month(s)
- Частота ядра примерно на 8% больше: 1127 MHz vs 1046 MHz
- Частота ядра в режиме Boost на 9% больше: 1178 MHz vs 1085 MHz
- Примерно на 92% меньше энергопотребление: 120 Watt vs 230 Watt
- Производительность в бенчмарке PassMark — G2D Mark примерно на 13% больше: 623 vs 553
- Производительность в бенчмарке Geekbench — OpenCL примерно на 46% больше: 20609 vs 14096
- Производительность в бенчмарке CompuBench 1.5 Desktop — Face Detection (mPixels/s) примерно на 48% больше: 73.814 vs 49.824
- Производительность в бенчмарке CompuBench 1.5 Desktop — Bitcoin Mining (mHash/s) примерно на 81% больше: 188.234 vs 103.884
Характеристики | |
Дата выпуска | 22 January 2020 vs 30 May 2013 |
Частота ядра | 1127 MHz vs 1046 MHz |
Частота ядра в режиме Boost | 1178 MHz vs 1085 MHz |
Энергопотребление (TDP) | 120 Watt vs 230 Watt |
Бенчмарки | |
PassMark — G3D Mark | 5927 vs 5908 |
PassMark — G2D Mark | 623 vs 553 |
Geekbench — OpenCL | 20609 vs 14096 |
CompuBench 1.5 Desktop — Face Detection (mPixels/s) | 73.814 vs 49.824 |
CompuBench 1.5 Desktop — T-Rex (Frames/s) | 4.888 vs 4.875 |
CompuBench 1.5 Desktop — Bitcoin Mining (mHash/s) | 188.234 vs 103.884 |
GFXBench 4.0 — Manhattan (Frames) | 3691 vs 3690 |
GFXBench 4.0 — Manhattan (Fps) | 3691 vs 3690 |
Причины выбрать NVIDIA GeForce GTX 770
- Скорость текстурирования на 86% больше: 134 billion / sec vs 72 billion / sec
- Количество шейдерных процессоров на 50% больше: 1536 vs 1024
- Производительность с плавающей точкой на 38% больше: 3,333 gflops vs 2,413 gflops
- Частота памяти в 1001.7 раз(а) больше: 7012 MHz vs 7.0 GB/s
- Производительность в бенчмарке CompuBench 1.5 Desktop — Ocean Surface Simulation (Frames/s) примерно на 39% больше: 1095.724 vs 787.83
- Производительность в бенчмарке CompuBench 1.5 Desktop — Video Composition (Frames/s) примерно на 25% больше: 44.06 vs 35.338
- Производительность в бенчмарке GFXBench 4.0 — Car Chase Offscreen (Frames) примерно на 3% больше: 7425 vs 7218
- Производительность в бенчмарке GFXBench 4.0 — Car Chase Offscreen (Fps) примерно на 3% больше: 7425 vs 7218
Характеристики | |
Скорость текстурирования | 134 billion / sec vs 72 billion / sec |
Количество шейдерных процессоров | 1536 vs 1024 |
Производительность с плавающей точкой | 3,333 gflops vs 2,413 gflops |
Частота памяти | 7012 MHz vs 7.0 GB/s |
Бенчмарки | |
CompuBench 1.5 Desktop — Ocean Surface Simulation (Frames/s) | 1095.724 vs 787.83 |
CompuBench 1.5 Desktop — Video Composition (Frames/s) | 44.06 vs 35.338 |
GFXBench 4.0 — Car Chase Offscreen (Frames) | 7425 vs 7218 |
GFXBench 4.0 — T-Rex (Frames) | 3340 vs 3335 |
GFXBench 4.0 — Car Chase Offscreen (Fps) | 7425 vs 7218 |
GFXBench 4.0 — T-Rex (Fps) | 3340 vs 3335 |
Разгон
Если говорить о дополнительном разгоне, то GeForce GTX 760, безусловно имеет определенный запас прочности, но он не так велик. В данном случае параметр Power Limit можно повышать на 15%, а граничный уровень температуры производитель позволяет увеличить вплоть до 95 С. Напряжение на GPU варьируется в пределах 12 мВ. Используя арсенал доступных средств, нам удалось без последствий для стабильности повысить базовую тактовую частоту процессора до 1091 МГц (+11%). В этом случае механизм авторазгона ускорял GPU под нагрузкой примерно до 1250–1260 МГц. В общем-то, типичное значение для GK104. Память также удалось несколько форсировать – тестовый экземпляр адаптера позволили поднять частоту с рекомендованных 6008 до 7050 МГц (+17%).
Цена
GeForce GTX 760, основанный на референсном дизайне, а также оснащенный 2 ГБ памяти, оценен производителем в $249. Для Украины рекомендованная стоимость составляет 2290 грн. (~$280). Модели с 4 ГБ памяти, вероятно, обойдутся на $20–30 дороже, равно как и модификации с оригинальными системами охлаждения и повышенными тактовыми частотами. Признаться, заявленная цена GeForce GTX 760 откровенно порадовала. Если оценивать нынешнюю стоимость видеокарт подобного класса, то, к радости пользователей и печали продавцов с хороших складом графических адаптеров, иначе как демпингом со стороны NVIDIA такой шаг назвать нельзя.
Сравнение бенчмарков
GPU 1: NVIDIA GeForce GTX 960 GPU 2: NVIDIA GeForce GTX 770
PassMark — G3D Mark | GPU 1 |
GPU 2 |
5908 |
GPU 2 |
553 |
GPU 2 |
14096 |
GPU 2 |
49.824 |
GPU 2 |
1095.724 |
GPU 2 |
4.875 |
GPU 2 |
44.06 |
GPU 2 |
103.884 |
GPU 2 |
7425 |
GPU 2 |
3690 |
GPU 2 |
3340 |
GPU 2 |
7425 |
GPU 2 |
3690 |
GPU 2 |
3340 |
Название | NVIDIA GeForce GTX 960 | NVIDIA GeForce GTX 770 |
PassMark — G3D Mark | 5927 | 5908 |
PassMark — G2D Mark | 623 | 553 |
Geekbench — OpenCL | 20609 | 14096 |
CompuBench 1.5 Desktop — Face Detection (mPixels/s) | 73.814 | 49.824 |
CompuBench 1.5 Desktop — Ocean Surface Simulation (Frames/s) | 787.83 | 1095.724 |
CompuBench 1.5 Desktop — T-Rex (Frames/s) | 4.888 | 4.875 |
CompuBench 1.5 Desktop — Video Composition (Frames/s) | 35.338 | 44.06 |
CompuBench 1.5 Desktop — Bitcoin Mining (mHash/s) | 188.234 | 103.884 |
GFXBench 4.0 — Car Chase Offscreen (Frames) | 7218 | 7425 |
GFXBench 4.0 — Manhattan (Frames) | 3691 | 3690 |
GFXBench 4.0 — T-Rex (Frames) | 3335 | 3340 |
GFXBench 4.0 — Car Chase Offscreen (Fps) | 7218 | 7425 |
GFXBench 4.0 — Manhattan (Fps) | 3691 | 3690 |
GFXBench 4.0 — T-Rex (Fps) | 3335 | 3340 |
3DMark Fire Strike — Graphics Score | 0 | 0 |
Производительность
Сравнивая возможности GeForce GTX 760 с таковыми для старшей модели новой линейки, отметим, что их разделяет 15–25%. После разгона новинке удается в некоторых случаях компенсировать такой разрыв, но это все же скорее исключение. NVIDIA удалось развести устройства по разным нишам и форсированные модификации не будут составлять конкуренцию видеокартам, номинально занимающим более высокую ступень. Конечно, это хорошо в первую очередь именно для производителя.
Очень интересно противостояние между GeForce GTX 660 Ti и GeForce GTX 760. Как видим, в большинстве случаев увеличенная пропускная способность шины памяти, количества блоков растеризации, а также повышенная тактовая частота способны с лихвой компенсировать уменьшение вычислительных блоков и модулей TMU. В штатных режимах GTX 760 опережает предшественника примерно на 5–15%. Однако, учитывая различие в количестве функциональных блоков и фактически методов получения заданного уровня производительности, дельта показателей данных адаптеров заметно варьируется.
Конкурентом GeForce GTX 760 из стана AMD формально является Radeon HD 7950, которая в розничной продаже доступна по цене от $320. Однако мы решили несколько усложнить задачу новичку, предложив ему потягаться с Radeon HD 7970 с рекомендуемой частотной формулой – 925/5500 МГц. Что удивительно, в соперничестве с противником классом повыше GeForce GTX 760 не выглядел «мальчиком для битья». Да, новинка на GK104 прогнозируемо уступила Radeon HD 7970 в синтетических тестах (хотя и меньше ожидаемого), а вот в играх порой на равных соперничала с почтенным ускорителем AMD. Модификация Radeon HD 7970 GHz Edition уже существенно опережает GTX 760, но учитывая разницу в цене было бы совсем странно, если ситуация была иной.
Большое тестирование GeForce GTX 960 и обзор видеокарты MSI GTX 960 Gaming 2G
Недавно на страницах нашего сайта появился первый ознакомительный обзор GeForce GTX 960, в котором была рассмотрена топовая версия адаптера от Inno3D. Проведенных тестов было достаточно для формирования общего мнения о новинке NVIDIA. Но за скобками остался вопрос производительности обычного референса. Данный материал компенсирует это упущение. Будет рассмотрена интересная модель от MSI и заодно проведено тестирование GeForce GTX 960 на частотах, близких к рекомендованному уровню. При этом количество тестовых приложений значительно расширено. Увеличено и число соперников для новинки. MSI GTX 960 Gaming 2G Начнем с осмотра упаковки карты MSI. Коробка средних размеров. Оформление типичное для продукции линейки Gaming.
Комплектация следующая:
- переходник DVI/D-Sub;
- диск с программным обеспечением;
- инструкция.
Видеокарта выполнена в уже стандартном для MSI Gaming дизайне: большой кулер с двумя вентиляторами, логотип компании и дракончик на них, а также черный кожух с красными элементами.
Полная длина с учетом кулера достигает 27 сантиметров.
Сбоку из-под кулера выглядывают тепловые трубки. Вдоль боковой грани платы тянется ребро жесткости.
На боковом изгибе кожуха имеется небольшое изображение дракона с подсветкой.
На задней панели находятся три разъема DisplayPort, один HDMI и DVI.
Конструкция системы охлаждения наследует старшие видеокарты, в том числе MSI GTX 980 Gaming 4G, а именно крупное основание и большой радиатор из алюминиевых пластин.
Количество тепловых трубок уменьшено до трех. Две из них стандартного диаметра 6 мм, одна — 8 мм.
Вентиляторы прикручиваются к тонким монтажным планкам на радиаторе, которые создают минимальное сопротивление воздушному потоку. Диаметр вентиляторов составляет 100 мм. Крыльчатка выполнена по технологии Torx Fan с уникальной формой лопастей. Они сгруппированы по двое, где верхняя лопасть резко изогнутой формы, а нижняя обычного дизайна. Такое сочетание позволяет создать более мощный и рассеянный воздушный поток, что улучшает продуваемость всего радиатора.
Силовые элементы узла питания накрыты ребристым радиатором. Для микросхем памяти радиатора не предусмотрено.
Если референс выполнен на миниатюрном куске текстолита, то у MSI Gaming плата длиной 25 сантиметров. При этом на ней полно пустого места. Питание графического процессора четырехфазное. Разъем питания один, но на восемь контактов.
Процессор GM206 обходится без защитной рамки. Кристалл прямоугольной формы.
Два гигабайта памяти набраны четырьмя микросхемами Samsung K4G41325FC-HC28, распаянными с двух сторон платы.
По умолчанию MSI GTX 960 Gaming работает на базовой частоте ядра в 1216 МГц при Boost Clock 1279 МГц. Пиковое значение Boost до 1367 МГц. Эффективная частота памяти 7012 МГц.
Поддерживается три рабочих профиля, которые переключается при помощи приложения MSI Gaming App. Иконка программы висит в «системном трее». По клику раскрывается простое меню для выбора одного из трех частотных режимов. Есть и дополнительные возможности в виде настроек цветовых профилей и сверхскоростной режим вентиляторов для оверклокерских экспериментов, а также регулируется и изменяется тип подсветки бокового логотипа с дракончиком.
Самый быстрый режим OC Mode как раз соответствует начальным установкам. Переключение в Gaming Mode снижает базовую частоту ядра до 1190 МГц при Boost Clock 1253 МГц и пиковом значении в 1341 МГц. В Silent Mode базовое значение понижается до стандартного уровня 1126, но Boost Clock выше — 1190 МГц, а пиковое значение 1277 МГц. Silent Mode предполагает и более гибкий алгоритм управления оборотами вентиляторов с приоритетом на тишину. Впрочем, даже в OC Mode видеокарта настолько тихая, что нет никакого смысла жертвовать производительностью ради минимального изменения скорости вентиляторов. Ниже приведены скриншоты мониторинга параметров при нагрузке в Metro Last Light (пять повторов бенчмарка) и Thief (семь прогонов теста). На последнем зафиксирован редкий момент с частотой 1254 МГц. Но в реальности частоту 1267 МГц можно считать абсолютно стабильной. При отсутствии нагрузки вентиляторы полностью останавливаются, исключая любой возможный шум. Под нагрузкой в наших условиях (23 °C в комнате) они едва раскручивались до 800 об/мин, а потом стабилизировались где-то на уровне 700 об/мин. Так что и тут с гулом проблем не будет. Температура выше 64 °C не поднималась. Результаты разгона графического процессора отличные. Он заработал на 1546 МГц при базовой частоте 1396 МГц. А вот память выше 7970 МГц теряла стабильность. Ранее протестированный экземпляр Inno3D iChill GeForce GTX 960 2GB Ultra оказался слабее по ядру, но лучше по разгону памяти.
На всякий случай скорость вентиляторов была незначительно повышена и зафиксирована на одном уровне (примерно 830 об/мин). Это позволило даже немного снизить нагрев. Характеристики тестируемых видеокарт В сравнительном тестировании примут участие GeForce GTX 760 (Palit GTX 760 JetStream) и GeForce GTX 770. Со стороны AMD три представителя — Radeon R9 285 в лице HIS R9 285 IceQ X2 OC, Radeon HD 7970 и Radeon R9 280X в лице MSI R7970 Lightning. В разгоне протестированы только младшие соперники. Рассмотренный видеоадаптер MSI выступит и в качестве стандартной версии GeForce GTX 960. Но тут есть свои тонкости. Как отмечалось выше, в Silent Mode при 1126 МГц значение Boost Clock выше рекомендованного на 12 МГц. Соответственно, пиковое значение Boost в сравнении с референсом тоже выше. Вопрос лишь в том, насколько. Для примера стоит еще упомянуть Inno3D iChill GeForce GTX 960 2GB Ultra — у этого графического ускорителя между базовым значением и пиковым разница 101 МГц. У MSI эта разница 151 МГц. В случае если алгоритм работы Inno3D ближе к референсному, то стандартный видеоадаптер не должен достигать и 1230 МГц. В идеале нужен реальный физический экземпляр референса для сравнения. За неимением оного можно обойтись дальнейшим снижением базовой частоты. Вот только программные средства не позволяют понижать это значение ниже 90 МГц относительно начального. Так что пришлось обойтись 1126 МГц при 1277 МГц. А чтобы привести итоговую частоту к более реальному значению, было установлено температурное ограничение в 60 °C и лимит мощности в 75%. В итоге частота ядра стала немного снижаться. Графики работы видеокарты в Metro: Last Light и Thief отображены ниже. В Metro частота снижалась вплоть до 1215 МГц. В Thief были зафиксированы редкие минимумы в 1190 МГц и 1202 МГц. В некоторых приложениях изменения были минимальны, а в отдельных тестах и вовсе отсутствовали. Тем не менее, это реалистичнее фиксированной частоты 1277 МГц, хотя возможность некоторой «избыточности» нашего заменителя референса все равно нужно держать в голове. В таблице приведены официальные данные по частотам Boost для GeForce. На графиках указан реальный диапазон рабочих частот ядра, включая пиковые значения.
Видеоадаптер | GeForce GTX 770 | MSI GTX 960 Gaming | GeForce GTX 960 | GeForce GTX 760 | Radeon R9 280X | Radeon HD 7970 | Radeon R9 285 |
Ядро | GK104 | GM206 | GM206 | GK104 | Tahiti | Tahiti | Tonga |
Количество транзисторов, млн. шт | 3500 | 2940 | 2940 | 3500 | 4313 | 4313 | н/д |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 |
Площадь ядра, кв. мм | 294 | 228 | 228 | 294 | 352 | 352 | н/д |
Количество потоковых процессоров | 1536 | 1024 | 1024 | 1152 | 2048 | 2048 | 1792 |
Количество текстурных блоков | 128 | 64 | 64 | 96 | 128 | 128 | 112 |
Количество блоков рендеринга | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 |
Частота ядра, МГц | 1045–1085 | 1216–1279 | 1126–1178 | 980–1033 | 1000 | 925 | до 918 |
Шина памяти, бит | 256 | 128 | 128 | 256 | 384 | 384 | 256 |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Частота памяти, МГц | 7010 | 7010 | 7010 | 6008 | 6000 | 5500 | 5500 |
Объём памяти, МБ | 2048 | 2048 | 2048 | 2048 | 3072 | 3072 | 2048 |
Поддерживаемая версия DirectX | 11.1 | 12 | 12 | 11.1 | 11.1 | 11.1 | 11.1 |
Интерфейс | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 |
Уровень TDP, Вт | 230 | н/д | 120 | 170 | 250 | 250 | 190 |
Тестовый стенд Конфигурация тестового стенда следующая:
- процессор: Intel Core i7-3930K (3,[email protected],4 ГГц, 12 МБ);
- кулер: Thermalright Venomous X;
- материнская плата: ASUS Rampage IV Formula/Battlefield 3 (Intel X79 Express);
- память: Kingston KHX2133C11D3K4/16GX (4×4 ГБ, [email protected] МГц, 10-11-10-28-1T);
- системный диск: Intel SSD 520 Series 240GB (240 ГБ, SATA 6Gb/s);
- дополнительный диск: Hitachi HDS721010CLA332 (1 ТБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
- блок питания: Seasonic SS-750KM (750 Вт);
- монитор: ASUS PB278Q (2560х1440, 27″);
- операционная система: Windows 7 Ultimate SP1 x64;
- драйвер GeForce: NVIDIA GeForce 347.25;
- драйвер Radeon: ATI Catalyst 14.12.
В операционной системе отключены User Account Control, Superfetch и визуальные эффекты интерфейса. Настройки драйверов стандартные. Методика тестирования Тестирование в играх проводилось при разрешении 1920×1080. Слева на диаграммах указаны значения минимальной частоты кадров, справа — среднее значение fps. В конец списка вынесены результаты 3DMark 11 и 3DMark Fire Strike в режимах Extreme, плюс данные по общему энергопотреблению системы. Alien: Isolation Тестирование проводилось в начале уровня «Маяк». Персонажи общаются в помещении шлюза, а потом выходят на поверхность планеты. Несколько источников освещения, стекло скафандра с бликами и отражениями — все это создает более серьезную нагрузку в сравнении с привычными для игры коридорами космической станции. Частота кадров измерялась Fraps. Все параметры качества изображения на максимуме. Выбрано сглаживание SMAA в самом лучшем режиме T2x. Шесть повторов тестовой сцены для каждой видеокарты. Assassin’s Creed: Unity Последняя версия игры со всеми обновлениями. Измерялась частота кадров во время первой пешей погони сразу после пролога. Повзрослевший герой мчится по улочкам Парижа за воришкой, укравшим часы. Выбранный эпизод переигрывался по шесть раз, последовательность действий повторялась. Все параметры графики на максимуме, только тени переведены из режима «мягких» до уровня «высоко». Сглаживание не активировалось. Battlefield 4 Тестирование проводилось в первой миссии после подрыва стены. Повторялась пробежка по небольшому участку с густой растительностью перед спуском на крупную строительную площадку. Пять повторов. Частота кадров измерялась при помощи Fraps. В случае большого разброса данных проводились повторные прогоны. Все параметры графики на Ultra. Мультисемплинга MSAA в режиме 4x. BioShock Infinite Четыре прогона встроенного бенчмарка при Ultra-качестве под DirectX 11 в разрешении 1920×1080. Call of Duty: Advanced Warfare При помощи Fraps измерялся средний и минимальный fps во время повторения короткого эпизода после первой контрольной точки миссии «Крушение». Герой приземляется в Антарктиде возле упавшего самолета, идет сцена диалога напарников, после чего расстреливается одна обойма в сторону врага. Для каждой карты этот импровизированный тест повторялась по шесть раз. Все параметры графики на максимуме, включая постобработку. Активно ресурсоемкое сглаживание SSAA в режиме 2x. Тестирование проведено в разрешении 1920×1080. Crysis 3 Тест проводился в начале уровня «Всего лишь человек». Небольшая пробежка по зоне ограниченной видимости сочеталась с осмотром через прицел дальних объектов (поэтому и выбран столь масштабный уровень). Пять повторов. Измерения производились при помощи Fraps. Все параметры графики на Ultra. Сглаживание SMAA среднего качества (T2x). Dead Rising 3 Переигрывался небольшой эпизод с проездом на машине через толпы зомби. Пять повторов. Параметры графики на максимуме, но пришлось опустить качество текстур с высокого до среднего, чтобы избавиться от сильных «фризов» на видеокартах с 2 ГБ. Сглаживание не активировалось. Far Cry 4 Пролог, освобождение героя, которого везут на машине по горной дороге. Все происходит автоматически, не требуя особого вмешательства пользователя, но для более достоверной игровой симуляции производилась стрельба из оружия. 40-секундный эпизод повторялся по семь раз для каждого участника тестирования. В случае большого разброса данных проводились дополнительные повторы. Последняя версия игры со всеми обновлениями. Все параметры графики на Ultra, дополнительно задействован улучшенный режим рендеринга лучей NVIDIA Godrays. Затенение SSBC и сглаживание SMAA, которые устанавливаются автоматически при выборе профиля Ultra. Lords Of The Fallen Совершалась прогулка от точки сохранения к локации «Площадь Судей» и по ней. Порядок действий отображен на видео. Пять прогонов для каждого участника. Тут тоже пришлось пожертвовать качеством текстур для достижения более-менее приемлемых результатов, понизив текстуры с очень высокого уровня до «Выше». Возможности NVIDIA Turbulence не задействованы, поскольку на AMD эта технология не активна. Metro: Last Light Тестирование проводилось при помощи встроенного игрового теста на уровне «Д6» и в ручном режиме при проигрывании короткого эпизода на уровне «Пепелище». Пять повторов каждого теста. Качество графики на максимально возможном уровне Very High в разрешении 1920×1080 без сглаживания. Middle-earth: Shadow of Mordor Семь прогонов встроенного игрового теста, без учета первого запуска бенчмарка, который выдает заниженный минимальный fps относительно последующих запусков. Рабочее изображение 1920×1080, но реальный рендеринг в 2048×1152. Игра столь хитрая, что сама определяет родное разрешение тестового монитора 2560×1440 как базовое. И 2048×1152 (80%) — это самое близкое значение к целевому Full HD. В параметрах графики качество текстур понижено до уровня «Высоко» (даже в таком режиме рекомендуется 3 ГБ). Отключено размытие контуров при движении (Motion Blur). Остальные параметры на максимально возможном уровне при активации всех дополнительных эффектов.
Ryse: Son of Rome Измерение производительности осуществлялось при помощи Fraps во время переигрывания небольшого эпизода в начале четвертой главы. Специально выбрана сцена с густой растительностью по берегам горного ручья. Качество графики максимально возможное. Текстуры Very High активировались для видеокарт на 2 ГБ через разблокировку настроек в файле system.cfg. «Временное сглаживание» (Temporal AA) отключено. Два запуска по пять повторов. Thief Для тестирования использовался встроенный игровой бенчмарк, который прогонялся шесть раз для каждого участника. В случае сильного разброса минимального fps проводились дополнительные прогоны. Качество графики максимальное, все эффекты включены, сглаживание SSAA низкого качества. Tomb Raider Встроенный тест не демонстрирует реальную ситуацию в игре, моделируя слишком простую игровую сцену. Поэтому частота кадров измерялась во время вступительной сценки — Лара барахтается в воде, выбирается на берег и наблюдает диалог товарищей. Этот эпизод отображен ниже. Параметры графики на максимуме, активны все дополнительные эффекты, качество теней «превосходно», технология TressFX активна, включено сглаживание FXAA. Watch Dogs Совершалась пробежка по территории возле хранилища на локации «Поуни». Местность насыщена густой растительностью, что создает большую нагрузку в сравнении с городскими районами. По причине большого разброса минимального fps на видеокартах с 2 ГБ производилось два тестовых запуска игры по шесть прогонов тестовой сцены. Максимальное качество графики, включая Ultra-текстуры. Включено сглаживание SMAA. World of Tanks Для тестирования выбрана запись динамичного насыщенного боя, что обуславливает серьезные (хотя и редкие) просадки fps в некоторых моментах. Максимальное качество графики при сглаживании FXAA. Угол обзора оставлен по умолчанию. 3DMark 11 Тестирование в режиме Extreme 3DMark Fire Strike Тестирование при профиле настроек Extreme, который в этот раз подразумевает использование разрешения 2560×1440. Энергопотребление Приведены результаты по итогам измерений в шести приложениях:
- Dead Rising 3;
- Far Cry 4;
- Metro: Last Light;
- Ryse: Son of Rome;
- Thief;
- World of Tanks.
В расчет брались пиковые значения во время каждого прогона, на основе которых рассчитывалось среднее пиковое по отдельным тестам, а потом вычислялось общее среднее значение. Данные снимались при помощи прибора Cost Control 3000.Результаты тестирования Alien: Isolation
Видеоадаптер MSI при частотах близких к стандартным в Alien: Isolation производительнее GeForce GTX 760 на 4–6%. При начальных заводских частотах MSI уступает Radeon R9 285 6–8%. Разгон дает ускорение до 14%, что позволяет немного обогнать Radeon HD 7970 и вплотную подойти к результатам GeForce GTX 770. Assassin’s Creed: Unity
Результаты кардинально изменились после нашего прошлого тестирования в этой игре. Благодаря обновлениям самой игры и новому драйверу представители AMD сделали настоящий рывок вперед, и самый большой прирост fps у видеокарт с 3 ГБ. Они уверенно лидируют. GeForce GTX 960 быстрее Radeon R9 285 на 8–14%, с предшественником GeForce GTX 760 разница 12–13%. У MSI скромное отставание относительно GeForce GTX 770 в 2–4%, что легко перекрывается разгоном. Прирост от повышения частот на уровне 8%. Battlefield 4
В Battlefield 4 новый GeForce GTX 960 обходит предшественника на 6–8%. Преимущество над младшим Radeon уже 8–14%. Небольшое отставание от Radeon HD 7970 — менее 4%. На одном уровне с этим соперником находится видеоадаптер MSI. Разгон обеспечивает ускорение на 13%, что даже позволяет обогнать GeForce GTX 770 и Radeon R9 280X. BioShock Infinite
GeForce GTX 960 в BioShock Infinite традиционно занимает среднюю позицию между GeForce GTX 760 и GeForce GTX 770. В номинале MSI слабее соперников от AMD, но за счет разгона обходит Radeon HD 7970. Call of Duty: Advanced Warfare
Существенное преимущество над предшественником в Advanced Warfare. GeForce GTX 960 быстрее GeForce GTX 760 на 21% при отставании от старшего участника NVIDIA на уровне 4–6%. У MSI дополнительное преимущество 7% относительно стандартной версии GTX 960, что обеспечивает крошечное преимущество над Radeon HD 7970. Прирост от разгона 11%. Crysis 3
Можно говорить о паритете между GeForce GTX 760 и GeForce GTX 960 в Crysis 3. Скромное отставание от Radeon HD 7970, но только по среднему fps. Radeon R9 285 быстрее обычного GeForce GTX 960. Но MSI Gaming этому сопернику почти не уступает. Прирост от разгона до 14% позволяет добиться хорошего отрыва от Radeon R9 280X на заводских частотах. Dead Rising 3
В Dead Rising 3 общее преимущество на стороне AMD. Новое поколение NVIDIA демонстрирует внушительное преимущество над старичками. Даже у простого GeForce GTX 960 паритет с GeForce GTX 770, а MSI быстрее еще на несколько процентов. Прирост от разгона 12% позволяет обогнать Radeon R9 280X. Far Cry 4
GeForce GTX 960 выигрывает у Radeon R9 285 в Far Cry 4, и основное преимущество по минимальному fps. У соперника в этом плане очень большой разброс результатов при сильных периодических просадках fps, на GeForce частота кадров стабильнее и плавнее. Разгон обеспечивает MSI рост производительности на 13% и преимущество над GeForce GTX 770 и Radeon R9 280X. Lords Of The Fallen
В Lords Of The Fallen преимущество новичка над GeForce GTX 760 лишь 2–3%. Но при этом GeForce GTX 960 все равно чуть быстрее Radeon R9 280X. Если взять в расчет возможность завышенной частоты у нашего заменителя референса, то можно говорить о паритете со старшим представителем AMD. У MSI преимущество над более простым собратом 3–6%, прирост от разгона более 13%. Metro: Last Light
По результатам встроенного теста Metro: Last Light новичок NVIDIA чуть лучше Radeon HD 7970, но слабее Radeon R9 285. В разгоне GeForce GTX 960 и Radeon R9 285 равны.
По итогам тестирования на уровне «Пепелище» можно получить более полную картину соотношения производительности. Тут уже Radeon HD 7970 немного обходит Radeon R9 285. А последний примерно соответствует GeForce GTX 960 — по минимальному fps лучше представитель NVIDIA, по средней частоте кадров впереди конкурент AMD. MSI по минимальному параметру лучше Radeon HD 7970, но слабее по среднему. Разгон позволяет герою обзора выйти на уровень производительности GeForce GTX 770. Middle-earth: Shadow of Mordor
Игра Middle-earth: Shadow of Mordor известна высокими требованиями к объему видеопамяти. Даже при качестве текстур High требуется до трех гигабайт. И именно карты AMD с таким объемом видеобуфера лидируют по итогам тестирования, демонстрируя основное преимущество над остальными участниками по минимальному fps. GeForce GTX 960 по средней частоте кадров занимает привычное место между GeForce GTX 760 и GeForce GTX 770, уступая Radeon R9 285. Зато просадки fps у новичка не столь существенные, по минимальному fps он лучший среди всех участников с 2 ГБ. А при разгоне MSI даже немного обходит Radeon HD 7970 Ryse: Son of Rome
В Ryse: Son of Rome преимущество новичка над GeForce GTX 960 до 14%. Отставание от GeForce GTX 770 не более 11%. MSI легко обходит старшего товарища при разгоне. И только при повышении частот удается обогнать работающий в номинале Radeon R9 285. Thief
Все участники демонстрируют высокий средний fps в Thief. Но из-за того, что при активации SSAA игра использует более 2 ГБ памяти, появляются сильные просадки производительности у видеоадаптеров с таким объемом. Radeon HD 7970 и Radeon R9 280X по минимальному fps вне конкуренции. GeForce GTX 960 быстрее Radeon R9 285, максимальная разница именно по минимальному параметру. В разгоне MSI уверенно обгоняет GeForce GTX 770, по средней частоте оказываясь лучше и конкурентов AMD. Результаты участников AMD отличаются от полученных ранее, когда даже при более высоком качестве SSAA Radeon R9 285 был лучше Radeon R9 280X по среднему fps. Немного странно, что из-за обновления драйвера Radeon R9 285 потерял позиции. Возможно, что-то улучшилось при работе в других режимах. Было решено провести дополнительное тестированное видеокарт AMD в API Mantle.
В этом API выросли результаты всех участников AMD! Это соответствует обещаниям разработчиков о пользе Mantle, хотя когда-то мы не получали никакой разницы с DirectX 11 на Radeon R9 290. Особенно удивляет резкий рост минимального fps на Radeon R9 285. Похоже, в этом API более оптимально используются доступные ресурсы памяти. Хотя субъективно показалось, что подгрузка текстур на мелких объектах (вывески и т.п.) более долгая. Tomb Raider
В Tomb Raider новичок NVIDIA ближе к GeForce GTX 770, чем к GeForce GTX 760. Он быстрее Radeon R9 285 и чуть слабее Radeon HD 7970. Лучше последнего видеоадаптер MSI, который заодно быстрее GeForce GTX 770 по минимальному fps. С разгоном герой обзора легко выбивается в лидеры. Watch Dogs
В Watch Dogs тоже не обойтись без комментария о том, что результаты немного изменились относительно предыдущих тестов в аналогичном режиме. Более нестабильная ситуация с минимальным fps привела к некоторому падению результатов на картах с 2 ГБ. По минимальному параметру новичок быстрее GeForce GTX 760 на 8%, а по среднему fps разница уже 20%. Radeon R9 285 чуть предпочтительнее, хотя MSI за счет более высоких частот уже быстрее конкурента. При разгоне обоих преимущество уже на стороне GeForce GTX 960. По средней частоте кадров он начинает заметно обгонять Radeon R9 280X и GeForce GTX 770, хотя по минимальному fps еще чуть проигрывает им. World of Tanks
GeForce GTX 960 лучше предшественника на 10–26%. Основной отрыв по минимальному fps. По этому критерию новичок не уступает Radeon HD 7970, незначительно проигрывая по среднему параметру. MSI находится уже практически на одном уровне с Radeon R9 280X. Заметен резкий рост минимального fps при разгоне GeForce GTX 960. Повышение частот выводит MSI в лидеры. 3DMark 11
Преимущество GeForce GTX 960 над GeForce GTX 760 доходит почти до 10%. Radeon HD 7970 слабее почти на 6%. MSI лучше собрата на 8% и быстрее Radeon R9 280X. Прирост от повышения частот более 13%, что позволяет на 4% обогнать GeForce GTX 770. 3DMark Fire Strike
Разница между новичком и предшественником достигает уже 16,5%. Но теперь он слабее всех конкурентов AMD. Чуть быстрее Radeon HD 7970 и Radeon R9 280X оказывается MSI Gaming. Прирост от разгона более 13%. Энергопотребление
Самые низкие показатели потребления электроэнергии у системы с GeForce GTX 960. Даже с разгоном новинка NVIDIA экономичнее GeForce GTX 760, не говоря уже о других участниках. Выводы По итогам тестирования в восьми тестовых приложениях из 18 новый GeForce GTX 960 оказывается производительнее Radeon R9 285. При рендеринге в DirectX 11 сюда можно приплюсовать и Thief, хотя при использовании Mantle конкурент будет уже быстрее. Спорная ситуация в Shadow of Mordor — средний fps у GeForce ниже, но минимальный выше, причем намного. Так что более плавную картинку обеспечит именно новинка NVIDIA. Паритет в Metro: Last Light. Минимальное отставание от конкурента AMD в Watch Dogs. Все это позволяет говорить о равенстве GeForce GTX 960 и Radeon R9 285. Возможно, полноценный референс был бы чуть слабее видеокарты, которая заменяла его при частотах 1126–1277/7012 МГц, но вряд ли разница будет принципиальная. При этом новичок NVIDIA является самым экономичным и холодным решением в своем классе. Следовательно, GeForce GTX 960 будет и тише всех ближайших конкурентов. Старый графический ускоритель GeForce GTX 760 проигрывает во всех приложениях, лишь в Crysis 3 выступая на уровне новичка. GeForce GTX 960 занимает нишу между прямым предшественником и GeForce GTX 770, а в некоторых случаях изначально идет наравне с более мощным представителем старой серии. Разгон выводит новичка на уровень GeForce GTX 770 и позволяет добиться более высоких результатов. Исключением являются два приложения из 18, когда результаты GeForce GTX 770 остаются недостижимыми для форсированного GeForce GTX 960. В 11 играх разгон позволяет добиться полного преимущества по минимальному и среднему fps относительно Radeon R9 280X со стандартными частотами. Еще в двух случаях это преимущество сводится только к среднеигровому показателю. И такой уровень разгона легко реализуется в тихом режиме при наличии хорошего охлаждения. Именно такая система охлаждения стоит на MSI GTX 960 Gaming 2G. Данная видеокарта демонстрирует весьма скромные рабочие температуры в номинале и в разгоне при минимальном уровне вращения вентиляторов. MSI обеспечит идеальное сочетание тишины и мощности для тех, кто играет в 1920×1080 и не гонится за тяжелыми режимами сглаживания в последних играх. Заводской разгон не самый лучший, память вообще работает на рекомендованных частотах. Зато дальнейший разгон впечатляющий. Память частотных рекордов не демонстрирует, но GPU практически взял рубеж в 1,55 ГГц — из трех разных моделей GeForce GTX 960, побывавших у нас на тестировании, это лучшее достижение. В очередной раз MSI Gaming не подвел ожидания и заслужил звание одного из лучших в своей серии. P.S. Уже после выхода статьи, производитель оповестил нас, что тактовые частоты видеокарты были пересмотрены в сторону увеличения. Во всех поступающих в магазины акселераторах GPU будет работать при базовой частоте 1241 МГц и Boost Clock 1304 МГц.
Итоги
GeForce GTX 760 логично вписывается в обновленную линейку видеокарт NVIDIA. Новинка готова полноценно заменить GeForce GTX 660 Ti. Даже несмотря на несколько большее быстродействие в штатном режиме, адаптер стоит дешевле предшественника. Очень привлекательное соотношение цена/производительность наверняка заинтересует тех, кто предпочитает видеокарты с чипами NVIDIA и планирует в ближайшее время нарастить игровую мощь своей системы. В целом возможностей GeForce GTX 760 оказывается вполне достаточно, чтобы не ощущать дискомфорта при использовании разрешения 1920×1080, при этом таком режиме можно без опаски экспериментировать с ресурсоемкими алгоритмами сглаживания картинки.
Устройство для тестирования предоставлено компанией NVIDIA, www.nvidia.ru
Конфигурация тестового стенда
Процессор | Intel Core ,5 ГГц | Intel, www.intel.ua |
Кулер | Thermalright Archon Rev.A | «1-Инком», www.1-incom.com.ua |
Материнская плата | MSI Z77A-GD65 | MSI, ua.msi.com |
Оперативная память | Team Xtreem TXD38192M2133HC9KDC-L (2×4 ГБ DDR3-2133) | DC-Link, www.dclink.com.ua |
Накопитель | Intel SSD 520 (SSDSC2CW240A3, 240 ГБ) | Intel, www.intel.ua |
Блок питания | Thermaltake Toughpower Grand TPG-1200M (1200 Вт) | Thermaltake, www.thermaltakeusa.com |