Регулировка выдержки
В первых фотоаппаратах выдержка регулировалась крышкой объектива: при её снятии выдержка начиналась, и заканчивалась после надевания. При фотопечати время выдержки задается включением и выключением лампы фотоувеличителя или копировального станка. В современной фото- и кинотехнике регулирование выдержки происходит при помощи фотографического затвора или его кинематографической разновидности — обтюратора[2][3]. Полупроводниковые матрицы не требуют физического перекрытия света для окончания экспозиции, поэтому видеокамеры и простейшие цифровые фотоаппараты для регулировки выдержки используют ограничение времени считывания заряда с элементов (электронный затвор) и не нуждаются в механическом затворе. Однако, для предотвращения артефактов КМОП-матриц, цифровые фотоаппараты и некоторые цифровые кинокамеры оснащаются механическим затвором, осуществляющим физическое перекрытие света.
Шкала выдержек
В затворах современных фотоаппаратов используется стандартная шкала выдержек в долях секунды, причем для коротких выдержек (меньше 1 секунды) числитель опускается, и выдержка описывается знаменателем:
Различные выдержки дают различный эффект при фотографировании движущейся воды (примерная выдержка указана внизу снимков)
Фотография, сделанная с длительной выдержкой
- 32000 (1/32000 с) — некоторые камеры Fujifilm в режиме электронного затвора[4]
- 16000 (1/16000 c) — достигается только на некоторых цифровых камерах (например, Nikon D1, D1H, D1X, Canon EOS-1D, камеры серии Nikon 1)
- 8000 (1/8000 c) — типичная кратчайшая выдержка для современных профессиональных цифровых зеркальных камер
- 4000 (1/4000 c) — типичная кратчайшая выдержка для современных любительских цифровых зеркальных камер
- 2000 (1/2000 c)
- 1000 (1/1000 c)
- 500 (1/500 с)
- 250 (1/250 с)
- 125 (1/125 с)
- 60 (1/60 с)
- 30 (1/30 с)
- 15 (1/15 с)
- 8 (1/8 с)
- 4 (1/4 с)
- 2 (1/2 с)
- 1 с
- 2 с
Такое построение шкалы пришло на смену более раннему, в котором применялись дроби, кратные 100. Например, 1/25, 1/50, 1/100 — такую шкалу в СССР имели все фотоаппараты до введения нового ГОСТ в 1959 году. В других странах переход к такой нумерации произошёл примерно тогда же. Можно встретить камеры одной модели разных годов выпуска, шкалы которых откалиброваны в разных системах. Независимо от используемых чисел, шкала выдержек строится по логарифмическому принципу, когда каждое значение отличается от соседнего в 2 раза. Современные фотоаппараты с электронной отработкой выдержек имеют на электронной «шкале» дробные значения, обозначающие промежуточные выдержки между стандартными. Например, между 1/30 и 1/60 могут быть 1/40 и 1/50, соответствующие изменению экспозиции на 1/3 ступени. Кроме того, на шкалах выдержек встречаются такие значения[2]:
- B
— «Bulb». Ручная выдержка — затвор открыт до тех пор, пока нажата кнопка спуска затвора[П 1]; - Д
— «длительная» выдержка — существовала на шкалах выдержек некоторых фотоаппаратов до конца 50-х годов, обозначая открытие и закрытие затвора отдельными нажатиями спусковой кнопки. В фотоаппаратах иностранных производителей этот режим обозначается буквой
T
(англ. Time).
ВЫДЕРЖКА
23 Февраля 2015
Выдержка – интервал времени на который открывается затвор для пропускания света на светочувствительный элемент (будь то матрица или пленка). Выдержка – это характеристика фотокамеры, а не объектива.
Выдержка измеряется в долях секунды, секундах, минутах…и даже часах и днях. Дни/часы/минуты – это очень длинные выдержки и используются они крайне редко и для весьма специфических задач. В основном, в фотографии используются выдержки, длительностью от доли секунды до нескольких секунд. Обозначаются следующим образом:
- дробные числа 1/1000, 1/500, 1/250, 1/125 и так далее. Это доли секунды. То есть при значении выдержки, например, в 1/1000, затвор открывает доступ света к матрице всего на время в 1000 раз короче секунды (одна тысячная секунды).
- целые числа 1, 2, 3 и более, обычно до 30. Это целые секунды.
На экране и в меню камеры дробные числа обычно не пишутся – обозначение идет целыми числами 1000, 500, 250, 125, но нужно понимать, что подразумевается дробь (1/1000, 1/500, 1/250, 1/125). Если числа дополняются кавычками «”», то это обозначение целой секунды.1” – это 1 секунда, 2” – это 2 секунды и так далее.
Выдержка бывает короткой – в доли секунды и длинной – секунда, две, три, тридцать. Это, конечно, очень условное деление. На самом деле, нередко выдержка даже в 1/60 секунды уже может считаться длинной. Все зависит от того, в каких условиях и что вы фотографируете.
В современных цифровых фотоаппаратах существуют определенные ограничения длинны выдержки. Короткая выдержка ограничивается значениями 1/4000 или 1/8000 секунды. Некоторые камеры, в основном современные беззеркальные фотоаппараты, могут снимать с минимальной выдержкой до 1/16000 секунды. Длинная выдержка обычно ограничивается значением – 30 секунд. Но если нужна более длинная выдержка, можно задействовать режим “B” BULB (Ручная выдержка), который тоже есть практически во всех современных камерах. Особенность использования BULB в том, что затвор открыт столько времени, сколько вы удерживаете нажатой кнопку спуска затвора, то есть вы сами контролируете время выдержки. BULB используется, в основном, для съемки ночью, в условиях очень слабого света. Съемка в этом режиме возможно только с использованием штатива и дистанционного спуска затвора, иначе изображение получится смазанным из-за дрожания рук.
Меняя выдержку на одно значение, световой поток, поступающий на матрицу, увеличивается или уменьшается в 2 раза, или на одно значение (часто говорят – один стоп).
Выдержка регулирует количество света, попадающего на матрицу. Если света недостаточно (например в пасмурный день, или вечером или в темном помещении), мы увеличиваем выдержку, тем самым позволяя большему количеству света попасть на матрицу, чтоб изображение не было темным (говорят еще — недоэкспонированным). Если фотографируем в солнечный день, наоборот укорачиваем выдержку, чтобы изображение не было слишком пересвеченным (говорят еще — переэкспонированным).
Выдержка, как и диафрагма это еще и творческий инструмент для создания интересных эффектов в кадре, например, когда важно передать динамику и движение в кадре.
Длинная выдержка позволяет показать следующие эффекты:
- Подчеркнуть динамику движения, поскольку движущийся объект смазывается, а фон в кадре остается резким.
- При длинной выдержке в 1/60 секунды и длиннее, при съемке с проводкой, когда камера следует за объектом, получается наоборот – объект остается резким, а фон размыт. Но если делать снимок с проводкой объекта, движущегося на большой скорости, выдержка может быть и короткой — от 1/250 до 1/125 секунды.
- При длинной выдержке можно сфотографировать ночной город – но для этого обязательно используйте штатив.
При короткой выдержке мы «замораживаем» момент. Например, человек в прыжке, падающие объекты, капли, брызги воды и т.д. Короткая выдержка используется для съемки объектов в движении – несколько примеров:
- Бегуны, велосипедисты, автомобили, которые движутся со скоростью не быстрее 50 км/ч, снимаем при выдержке 1/250 с.
- Для объектов на скорости до 100 км/ч и напряженных спортивных моментов – подойдет выдержка 1/500 с.
- Для очень быстрых объектов – самолеты, мотоциклы, гоночные автомобили – требуется выдержка 1/1000 с или более короткая, если позволяет техника.
Ниже — небольшой простой пример того, какой эффект можно получить, регулируя выдержку (сыпем сахар на ложку):
Есть простое правило: чтобы делать снимки с рук при короткой выдержке и не получить шевеленки, знаменатель значения выдержки должно быть больше, чем значение фокусного расстояния объектива. Например, если у вас фокусное расстояние в 50мм, то выдержка в 1/60 не даст шевелёнки, если же у вас фокусное расстояние в 200мм, то выдержку нужно поставить хотя бы 1/250 секунды.
Значение выдержки в фотографии
Чем короче выдержка, тем меньше экспозиция при фиксированном относительном отверстии диафрагмы, и тем темнее получается фотография. Для сохранения экспозиции неизменной необходимо повышать чувствительность или открывать диафрагму.
Кроме экспозиции, выдержка влияет на фиксацию движущихся объектов: длинные выдержки (обычно более 1/30 с) позволяют добиться эффекта «видимого движения», при котором объект превращается в размытые полосы. Короткие выдержки (обычно короче 1/500 с) дают «стоп-кадр», четко фиксируя объект. Если мощность излучения за время экспозиции переменна, то различают полную выдержку и эффективную. Эффективная выдержка часто меньше полной и выражает фактическое количество света, пропущенное фотозатвором, с учётом всех изменений его интенсивности за это время. Если изменение освещённости на слое связано с особенностями работы применяемого затвора, то отношение эффективной выдержки к полной отражает коэффициент полезного действия затвора.
Произведение выдержки на освещённость называется экспозицией или количеством освещения. Одна и та же экспозиция может давать несколько различный фотографический эффект в зависимости от выдержки. Подобное фотохимическое явление называется отклонением от закона взаимозаместимости или эффектом Шварцшильда. В наибольшей степени этот эффект проявляется при длительных выдержках и может приводить к нарушению цветового баланса многослойных фотопленок вследствие неравномерности проявления эффекта в разных слоях. Полупроводниковые матрицы подвержены эффекту Шварцшильда в меньшей степени, чем фотоэмульсия.
Цифровая фотография
Очень часто в кругу фотографов-профессионалов ходят разговоры о выдержке. И это не случайно, она действительно, имеет огромное значение в фотографии. Поэтому сегодня поговорим именно о выдержке. Начнем, пожалуй, с определения самого понятия. Выдержкой принято называть промежуток времени, в течение которого из объектива на цифровую матрицу или фотопленку (чувствительный элемент фотокамеры) подается изображение.
Как видим, механизм работы довольно простой. Однако значительнее труднее освоить, как ставить выдержку, причем так, чтобы получить желаемый результат. Нужно отметить, что настройка выдержки необходима для контроля количества света, попадающего на чувствительный элемент фотоаппарата. Как правило, основной единицей выдержки считаются секунды. Хотя иногда используются и минутные интервалы. Выдержка и диафрагма вместе образуют так называемую экспозиционную пару. Итак, как же пользоваться выдержкой так, чтобы не испортить фотографию? Помимо количества поступающего света, выдержка призвана компенсировать малейшую подвижность объекта съемки и самого фотоаппарата. Как настроить выдержку так, чтобы готовый кадр запечатлел то, что должен был, а не просто степень дрожания рук фотографа. Для того, чтобы задать правильную выдержку и получить желаемый результат, необходимо знать одно несложное правило. Оно гласит: выдержка (знаменатель дроби выдержки – например, 1/30, 1/60 и т.д.) должна быть не меньше фокусного расстояния объектива фотокамеры во время проведения фотосъемки. Так, к примеру, оптимальной выдержкой для цифровых мыльниц считается 1/30 сек и короче, так как она в достаточной мере способна компенсировать дрожащие руки фотографа. Выдержка может смело применяться при проведении художественной фотосъемки. Она способна не только спасти кадр, но и сделать его естественно красивым и впечатляющим, в особенности во время съемки воды, салютов и пр. Если стоит такая задача, как фотографировать брызги, то лучше всего воспользоваться короткой выдержкой 1/400 сек, иначе брызги просто превратятся простые, ничем не приметные водные струи. Такой же эффект будет, если использовать выдержку, короче указанной. Фотосъемка салютов, напротив, требует от фотографа использование длинной выдержки. В случае, если будет съемка с выдержкой 2 секунды, к примеру, мы сможем получить очень эффектные кадры с красивыми линиями движения от фейерверка. Если же будет использоваться минимальная выдержка, то даже самый красивый салют грозит превратиться в стандартный набор цветных точек на фото. Что касается портретной съемки, здесь подбор выдержки происходит очень тщательно, так, чтобы показать естественность движений объекта съемки, а не получить «размытое» фото. Как правило, оптимальный диапазон выдержки в таком случае составляет 1/60, хотя часто используются и более короткие. Резюмируя всё вышесказанное, хочу сказать лишь одно – прежде, чем сделать снимок, вспомните о выдержке, а потом подумайте, какую выдержку ставить, чтобы ваши фото получили и положительные отклики, а не одну лишь критику.
Временной параллакс
Если доступ света начинается и прекращается одновременно по всему полю изображения (например, в случае апертурного затвора), все изображение экспонируется одновременно. При использовании фокального шторного-щелевого затвора или обтюратора свет на разные точки изображения попадает в разные отрезки времени, поскольку экспонирование происходит при помощи движущейся щели, которая в некоторых случаях значительно меньше размера всего кадра. Например, в фотоаппаратах «ФЭД», «Зоркий», «Зенит» применяется шторный затвор, который при коротких выдержках (1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000) перемещает за 1/30 секунды вдоль кадра щель, составляющую 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32 ширины кадра соответственно. При этом правая часть кадра экспонируется позже левой на 1/30 секунды. Это может приводить к эффекту временно́го параллакса, который проявляется в искажении формы быстродвижущихся объектов[5]. Явление временного параллакса тем заметнее, чем больше разница между выдержкой и полным временем срабатывания затвора. При съемке движущегося объекта, движение которого совпадает с направлением движения щели затвора, его изображение будет длиннее, чем если бы он был неподвижен. При обратной ситуации получится укороченное изображение того же объекта, двигавшегося против движения затвора. При киносъемке искажение формы движущихся объектов наиболее заметно при малых углах раскрытия обтюратора, когда ширина щели становится меньше размеров кадрового окна.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Nonna123
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ЛУЧШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИАФРАГМЫ И ФОКУСНОГО РАССТОЯНИЯ ПРИ СЪЕМКЕ ПОРТРЕТА.
Если вы новичок в портретной съемке, то вы наверняка задавали следующие вопросы более опытным фотографам: — На какой объектив лучше всего фотографировать портреты? — Какое фокусное расстояние лучше для съемки портрета? — Какое значение диафрагмы оптимально для портрета?
Изменяя диафрагму и фокусное расстояние, можно получить абсолютно разные эффекты на фотографии. Например, эти параметры влияют на то, отделён объект съемки от фона или является его частью. В этой статье мы постараемся ответить на эти вопросы, показав, как изменения диафрагмы и фокусного расстояния влияют на результирующий кадр, и поможем вам выбрать необходимый объектив для съемки вашего портрета.
Объектив для съемки портрета играет ключевую роль. Но «правильного» или «неправильного» объектива не существует. Следует говорить о наиболее подходящем объективе для конкретного предмета и места съемки, ведь для одной творческой задумки необходим резкий задний план, а для другого кадра может потребоваться размыть задний фон, чтобы акцентировать внимание зрителя на предмете съемки. Помимо влияния фокусного расстояния объектива на степень размытия заднего плана, различное фокусное расстояние определяет форму и пропорции лица при съемке портрета, поэтому, чтобы избежать карикатурного эффекта, объектив для портрета должен выбираться с учетом расстояния до объекта съемки.
Для портретов предпочтительно использовать объективы с большой светосилой и постоянным фокусным расстоянием, но они, обычно, очень дорогостоящи. Не стоит забывать, что при верном выборе фокусного расстояния и диафрагмы снять хороший портрет можно и на «китовый» объектив.
Не только фокусное расстояние объектива определяет, каким получится ваш портрет. Оптимальный выбор диафрагмы также очень важен при съемке портрета. Ниже показано, как с помощью настроек диафрагмы контролировать глубину резко изображаемого пространства (ГРИП), или, простыми словами, как управлять размытием заднего фона и какие части изображения находятся в фокусе.
Размытый задний план.
Широко открытая диафрагма, приблизительно до значения f/4 (зависит от фокусного расстояния объектива) создаёт малую глубину резкости. Это означает, что область перед и за точкой фокуса будет очень небольшой. Открытая диафрагма позволяет размыть задний фон на фото, оставив в резкости только объекты съемки. При открытой диафрагме точность фокусировки очень критична, не допускайте ошибок, при съемке портрета фокусируйтесь на глазах модели.
Оптимальное значение диафрагмы.
Для создания объема в кадре при портретной съемке необходима небольшая глубина резкости. Значение f/8 (или близкое к нему) диафрагмы является оптимальным при съемке портрета. Точность фокусировки не так критична, как в первом случае, и вам не придется идти на компромисс между выдержкой и значением ISO. Если вы фотографируете портрет в студии, f/8станет хорошей отправной точкой.
Все в резкости.
Сильно зажатая диафрагма, такая как f/16 — f/22 идеально подходит, если вы хотите, чтобы остальные предметы на снимке тоже были в фокусе (например, фон позади модели). Однако съемка при малых значениях диафрагмы влечет за собой увеличение выдержки или ISO. Это приводит в первом случае к необходимости использования штатива для предотвращения смаза, а во втором — к неизбежному появлению шума в кадре, с которым придется мириться.
Объектив для съемки портрета.
Широкоугольные объективы (20-35 мм).
Такие объективы реже всего применяются в портретной фотографии. Это связано с тем, что широкоугольные объективы помимо нежелательного для портрета эффекта геометрических искажений, «растягивают» пространство. Даже самые лучшие широкоугольники безжалостно искажают пропорции лица модели, если вы фотографируете достаточно близко. Это выражается в том, что при съемке лицевого портрета или портрета «по плечи» расстояние между носом и ушами будет слишком большим, в результате чего нос и подбородок будут выступать и выглядеть больше, чем в действительности, а уши модели, наоборот, «уплывут» назад и станут слишком маленькими. Однако у широкоугольных объективов есть свои применения в портретной съемке. За счет своего небольшого фокусного расстояния, при использовании этого типа объективов размытие заднего плана минимально. Поэтому, они прекрасно подойдут для съемки портрета в среде, когда нужно запечатлеть кого-либо в окружающей обстановке.
Заблуждения о «идеальном полтиннике» (50 мм).
Начинающие фотографы обычно считают, что полтинник — самый лучший объектив для съемки портрета. Обычно этот мнение сформировано тем, что данное фокусное расстояние прилично размывает задний фон на открытой диафрагме. Для лицевого портрета данное фокусное расстояние не подходит в силу описанных выше искажений. Однако, 50 мм — отличный выбор для ростовых портретов.
«Портретные» объективы (105-135 мм).
«Короткие» телеобъективы (105-135 мм) являются, как правило, наиболее популярными среди портретных фотографов. Этот диапазон фокусных расстояний, при котором практически не происходит искажения пропорций лица модели. Объектив с фокусным расстоянием 135 мм является классическим для съемки лицевого портрета. Такие объективы есть у всех производителей (например, DC-Nikkor AF 135mm f/2D и Canon EF 135mm f/2L USM). Помимо этого, снимая такими объективами, вы обеспечиваете комфортное расстояние до модели (3-3.5 м), не нарушая личного пространства, что также положительно сказывается на фотографии.
Телеобъективы (от 200 мм).
Большое фокусное расстояние прекрасно подходит для съемки портрета, обеспечивая сильное сжатие перспективы. Зачастую этот эффект играет положительную роль, улучшая портрет. Съемка таким объективом с открытой диафрагмой (например, f/2.8) даёт потрясающие результаты, создавая хороший, объемный кадр с размытым фоном. Но, следует не забывать, что чрезмерное сжатие перспективы (речь идет о фокусных расстояниях, больших 200) делает лицо модели более плоским.
Источник.
Синхронизация со вспышкой
При фотографировании с использованием вспышки и апертурных (центральных) типов затвора съемка может происходить на любой выдержке. При использовании фокального шторно-щелевого затвора минимальная выдержка, при которой возможна синхронизация со вспышкой, может составлять 1/30 секунды, потому что некоторые типы таких затворов при более коротких выдержках экспонируют кадр щелью с шириной, меньшей, чем кадровое окно[6].
В этом случае при срабатывании вспышки ею будет экспонирована лишь часть кадра. Минимальная выдержка, при которой возможно использование вспышки, является одной из важнейших характеристик затворов и во времена пленочной фотографии конкуренция производителей фототехники шла в том числе по этому параметру. Многие фотоаппараты, оснащенные затворами с горизонтальным движением шторок, обладали синхронизацией на 1/30 — 1/60 секунды. Подавляющее большинство современных шторно-щелевых затворов обладают вертикальным ходом шторок вдоль короткой стороны кадра и минимальной выдержкой синхронизации в 1/200—1/250 секунды. Затворы профессиональных камер могут допускать синхронизацию на выдержках до 1/300 секунды. При работе в программном режиме современные фотоаппараты автоматически устанавливают выдержки не короче 1/250 при включенной вспышке. Современные фотовспышки также оснащаются режимом так называемого «растянутого импульса» (режим FP, англ. Focal Plane), в котором возможна съёмка с любой выдержкой, поскольку вспышка излучает свет в течение всего времени срабатывания затвора. Однако в этом случае световая энергия вспышки излучается не так эффективно, как при одиночном импульсе.
Выдержка и стопы.
Выдержку можно менять исходя из того, как настроена ваша камера, по полным стопам, на половину стопов или на четверть стопа.
На таблице сверху расположены выдержки между ¼ и 1/125 секунды. Попробуйте поменять выдержку на вашей камере и посмотрите насколько длинный шаг настроит ваша камера.
Выберите выдержку в 1/60 секунды и сделайте фотографию. Если это возможно, то лучше фотографируйте движущийся объект. Теперь поставьте выдержку на ¼ и сделайте еще один кадр. После выставите выдержку на 1 секунду и сделайте еще один кадр. Таким образом вы можете эксперементировать с разными выдержками и смотреть каким получается движение на ваших фотографиях.
Обратите внимание!
- При длинной выдержке вы можете заметить, что размытым становится весь кадр. Это происходит из-за движения камеры. Если вы поставите камеру на штатив или придумаете другую опору, то размытость пропадет.
- В режиме приоритета выдержки камера сама автоматически настраивает диафрагму таким образом, чтобы снимки сделанные с разной выдержкой получались с одинаковой яркостью.
- Если вы снимаете в помещении или при плохом освещении, то можете заметить, как при быстрой выдержке на LCD-экране начинает скакать значение диафрагмы. Это означает, что диафрагму больше нельзя открывать. Если такое случается, то нужно либо сделать выдержку медленнее, либо поднять ISO.
Зависимость изображения от выдержки
На заре фотографии, когда светочувствительность фотоэмульсий была низкой, применялись длинные выдержки, исчислявшиеся минутами. Это вынуждало использовать штативы и специальные приспособления для фиксации головы портретируемых людей — копфгалтеры
, поскольку человек не способен сидеть абсолютно неподвижно длительное время[7]. При длинной выдержке происходит смазывание изображения и потеря детализации. При съёмке многолюдной улицы со штатива с выдержкой в несколько минут на снимке она окажется совершенно пустой. С ростом светочувствительности фотоматериалов и светосилы объективов стали возможны
моментальные
выдержки, не превышающие 1/8 — 1/15 секунды[7]. Однако съёмка «с рук», то есть без использования штатива, стала возможна только при достижении выдержек в 1/30 — 1/60 секунды. Выдержки длиннее 1/30 часто приводят к эффекту «шевеленки», появляющемуся из-за тремора рук фотографа[8]. Фотографии при этом получаются размытыми. При фотографировании статичных объектов от «шевеленки» можно избавиться, используя штатив или, до определенной степени, специальные объективы с подавлением вибрации. При съёмке «с рук» фотоаппаратом и объективом, не оснащенными стабилизаторами, для предотвращения «шевелёнки» следует соблюдать эмпирическое правило: знаменатель выдержки должен быть не меньше числового значения эквивалентного фокусного расстояния объектива в миллиметрах, приведённого к 35-мм плёнке. Так, снимая объективом «Юпитер-37А» на 35 мм плёнку с фокусным расстоянием 135 мм, следует выставлять выдержку не длиннее 1/250 с, чтобы быть уверенным в полученном результате. При применении объектива ЗМ-5А (500 мм фокусное расстояние) на цифровом аппарате с матрицей APS-C получаем эквивалентное фокусное расстояние 750 мм и необходимую выдержку не длиннее 1/1000 с. Эти значения являются усреднёнными и индивидуальны для каждого фотографа и съёмочной ситуации, однако в большинстве случаев соответствуют действительности.
Съёмка на длинных выдержках может давать на снимке интересные эффекты. Например, при съёмке ночного неба с выдержкой в 2—3 часа становится видимым суточное движение звёзд, которые получаются в виде отрезков дуг. Длинные выдержки применяются при съёмке фейерверков, фонтанов, водопадов и других объектов, в которых требуется подчеркнуть движение[9]. В большинстве таких случаев достаточны выдержки не короче 1/4 секунды. Интересные эффекты возможны при сочетании использования вспышки и длинной выдержки. При этом в кадре совмещаются смазанное изображение, даваемое затвором и резкое изображение от вспышки. В астрофотографии длительная выдержка в сочетании с автоматической системой компенсации суточного вращения Земли (гидированием) применяется для регистрации небесных объектов с малой светимостью. В 2004 году космическим телескопом «Хаббл» был сфотографирован участок неба (Hubble Ultra Deep Field) с эффективной выдержкой около 106 секунд (11,3 суток), что позволило продолжить изучение отдалённых галактик вплоть до эпохи образования первых звёзд.
Выдержки короче 1/250 секунды используются в репортажной съёмке, когда необходимо резкое изображение движущихся объектов[10]. Особенно короткие выдержки требуются при съёмке спортивных соревнований, когда требуется «заморозка» движения. Специальные короткие выдержки применяются для съёмок физических экспериментов — они могут составлять менее 1/1 000 000 секунды. Однако механические затворы не могут обеспечить таких коротких выдержек, и для специальных видов съёмки применяются специальные вспышки с коротким импульсом. Также сверхкороткие выдержки применяются при сверхскоростной киносъёмке с частотой, превышающей несколько тысяч кадров в секунду. Разумеется, более короткие выдержки требуют полностью открытой диафрагмы, хорошего освещения и высокочувствительной плёнки.
Вид изображения, получаемого киносъёмочным аппаратом, также зависит от выдержки, которая регулируется углом раскрытия обтюратора.
При малой выдержке движение предметов на киноэкране начинает казаться дробным. Особенно это заметно за счет усиления стробоскопического эффекта, когда колёса повозки вращаются в обратную сторону. Уменьшение этого эффекта, а также повышение естественности движения достигается увеличением выдержки, которая при нормальной частоте киносъёмки в 24 кадра в секунду не должна быть короче 1/50 секунды, что примерно соответствует 170° угла раскрытия обтюратора.
Выдержка фотоаппарата
Категории: ФототехникаСтили в фотографииСвоими рукамиРедактированиеТеория
Для получения достойных фотографий начинающему фотографу нужно разобраться, что такое диафрагма, чувствительность и выдержка. В этой статье речь пойдёт о механических процессах вашего фотоаппарата, которые позволяют заморозить движущиеся объекты, показать скорость движением шторок затвора.
Выдержка — это промежуток времени в течение, которого будут открыты шторки в момент нажатия кнопки спуска. В этот управляемый промежуток времени на плёнку или матрицу попадает свет. Чем меньше выдержка (1/1000 c), тем меньше света попадёт на светочувствительный материал (матрицу) и наоборот чем дольше выдержка (30 с), тем больше на него попадёт света, а значит, объект съёмки (например, ночью) будет видно лучше. Выдержка обозначается по стандарту в долях секунды на всех фотоаппаратах.
Обозначение выдержки в долях секунды — 1/8000 c, 1/4000 c, 1/2000 c, 1/1000 c, 1/500 с, 1/250 с, 1/125 с, 1/60 с, 1/30 с, 1/15 с, 1/8 с, 1/4 с, 1/2 с, 1 с, 2 с.
Выдержки могут быть очень короткими (1/1 000 000 c) чтобы запечатлеть сверхбыстрые физические процессы, однако механика фото затвора не может обеспечить такую скорость, да и сама матрица должна быть сильно светочувствительной, скоростных выдержек (1/8000 с) более чем достаточно, чтобы заморозить объект. Так же короткие выдержки востребованы при съёмке спортивных соревнований, природных явлений (молния), животных, птиц и т.д. Всех объектов, которые находятся в движение. Фотография №1
При
длинных выдержках от 30с до 2 часов и более на матрицу или плёнку попадает много света, по этому их используют тогда когда света очень мало (ночью), при съёмке статических объектов, например архитектуры ночного города. И тут без штатива не обойтись, так как при выдержке длиннее 1/30 секунды «шевелёнка» неизбежна и тут лучше не рисковать качеством фотографии. Длинные секундные выдержки обозначаются как дюйм например 4˝. Фотография №2
Фотографируя со вспышкой, выдержка не может быть короче (1/200 или 1/250 c) зависит от камеры, так как свет не успевает проэкспонировать всё кадровое окно. Используя вспышку при длительной выдержке, получают довольно необычные результаты движущихся объектов. Фотография №3
Если вы фотографируете «с рук» помните что «шевелёнку» можно убрать, зная одно правило, что выдержка зависит от фокусного расстояния объектива. Так, например, у объектива «Юпитер–37А» с фокусным расстоянием 135 мм, выдержку следует выставлять не длиннее 1/250 c, а у объектива Canon EF 50 f/1.8 выдержка будет не длиннее 1/60 секунды. При съёмке «с рук» не мало важное значение имеет правильная (удобная) поза, которая помогает при длительных выдержках избежать смазанных кадров. Смазанность появляется из за движения фотоаппарата, который находится в руках. Ручной режим, режим «Bulb» управление от руки длительной выдержкой пока нажата кнопка фотоаппарата или с пульта. Знание того, как выдержка работает, несомненно, повысит качество ваших работ, ведь всегда лучше знать, что делаешь тем более, если это тебе интересно. О сайте fotomtv.
Показать html-код для вставки в блог
«Вращающаяся» головка установки выдержек
В советской литературе по фотографии можно встретить такие термины, как «вращающаяся
» и «
невращающаяся
» головка установки выдержек.
На первых фотоаппаратах с шторным затвором (Leica II, её копии «ФЭД», «Зоркий») на вращающейся оси, соединённой зубчатой передачей с мерным валиком (перематывает фотоплёнку за перфорацию), находится барабан (на который наматывается при взводе затвора закрывающая шторка) и два шкива, на которые наматываются ленты, взводящие и сдерживающие при срабатывании затвора открывающую шторку. На этой же оси смонтирован механизм выдержек (определяет ширину щели между двумя шторками в зависимости от выдержки), а над верхней панелью — головка установки выдержек, изменяя её установку относительно оси, фотограф изменяет ширину щели между шторками, следовательно, изменяется и выдержка. При перемотке плёнки мерный валик вращается, соответственно вращается ось, взводя шторки, таким образом происходит взвод затвора и одновременная перемотка плёнки. Головка установки выдержек при этом вращается вместе с осью. После нажатия на спусковую кнопку открывающая шторка опережает закрывающую, между ними образуется щель, через которую собственно происходит экспонирование фотоматериала. Ось с барабаном и головкой установки выдержек при срабатывании затвора вращается в обратную сторону.
Слева направо: перемотка плёнки и взвод затвора курком, возвращение курка в транспортное положение, затем нажание на спусковую кнопку и срабатывание затвора (фотоаппарат «Зенит-3М»)
.
Слева — установлена выдержка 1/125 сек, на среднем кадре фотограф начинает приподнимать головку установки выдержек, на правом — полностью поднята (фотоаппарат «Зенит-3М»)
.
На предпоследнем кадре (смотреть слева направо)
из-за быстрого вращения головки установки выдержек в обратную сторону все цифры, обозначающие длительность выдержки в 1/сек «размыты». Такой же механизм применялся и на других советских фотоаппаратах 1960-х — 1970-х годов («ФЭД-2», «ФЭД-5», «Зоркий-3», «Зоркий-4», «Зенит-3», «Зенит-Е» и др). Для того, чтобы изменить выдержку, необходимо было приподнять головку, а затем повернуть в нужное фиксированное положение, значения выдержек обозначались в долях секунды. На некоторых моделях («ФЭД», «Зоркий») выдержку можно было установить только после взвода затвора. Если фотограф при срабатывании затвора случайно притормажимал быстро вращающуюся в обратную сторону головку установки выдержек — кадр получался с браком (передержка).
В 1977 году Красногорский механический начал выпуск фотоаппарата «Зенит-TTL» с полуавтоматической установкой экспозиции. В конструкцию затвора и механизма установки выдержек были внесены изменения, собственно головка перестала вращаться почти на полный оборот в одну, а затем другую сторону; её нужно было только поворачивать, совмещая значение выдержки с символом. С «невращающейся
» головкой установки выдержек (такое название она получила при поступлении в продажу «Зенита-TTL») был связан электрический переключатель, с помощью которого вводились значения выдержки в экспонометрическое устройство фотоаппарата.[11]
Источники
- Фотокинотехника, 1981, с. 55.
- ↑ 12
Общий курс фотографии, 1987, с. 27. - Гордийчук, 1979, с. 69.
- Виктор Зайковский.
Предварительный обзор Fujifilm X-T2: когда два флагмана лучше, чем один (рус.). ferra.ru (7 июля 2016). Проверено 7 декабря 2016. - Общий курс фотографии, 1987, с. 29.
- Общий курс фотографии, 1987, с. 30.
- ↑ 12
Фотомагазин, 2002, с. 50. - Советское фото, 1979, с. 37.
- Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 176.
- Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 185.
- Панфилов Н. Д., Фомин А. А.
Краткий справочник фотолюбителя. — Москва: «Искусство», 1984. — С. 50-56. — 368 с.
Литература
- Фомин А. В.
Глава I. Фотоаппараты // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 25—43. — 256 с. — 50 000 экз.
- Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г.
Раздел II. Киносъёмочные аппараты // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 68—142. — 440 с.
- Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин.
Краткий справочник фотолюбителя. — М.,: «Искусство», 1985. — С. 184—191. — 367 с.
- Виктор Резников.
Фотоаппарат в ваших руках (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1979. — № 3. — С. 37—39. — ISSN 0371-4284.
- Е. А. Иофис.
Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 54—56. — 447 с.
- Андрей Шеклеин.
Оттомар Анщютц, или у колыбели шторного затвора (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2002. — № 10. — С. 50—54. — ISSN 1029-609-3.